За два года эксплуатации Citroen C8 (2,2 HDI, 2004 г) с неисправностью системы ABS этой машины сталкивался дважды. В первый раз проблема была в разъёме возле правого переднего колеса, со вторым случаем пришлось ковыряться серьезней. За последний ремонт разобрался, наконец, с прозвонкой датчиков ABS (скорости вращения колеса).
Естественно вся эта информация актуальна для ремонта этой системы в моделях-близнецах: Fiat Ulysse II, Lancia Phedra, Peugeot 807.
Обрывы проводов датчиков или неисправность их самих обозначаются автомобильным компьютером сразу при включении зажигания. Слышен предупреждающий писк и на экранчике последовательно возникают надписи «ABS FAULT, ESP/ASR not function». На подрулевой панели горят жёлтым два символа обозначающие не работающие системы ABS и ESP/ASR.
Кстати ошибки эти не требуют стирания, как только неисправность будет устранена, все предупреждения пропадут сами даже до завода двигателя.
Стоит заметить, что загорание одной жёлтой лампочки (ESP/ASR) не обозначает неисправность датчика ABS и, как правило, вызвано другой неисправностью.
В моём случае неисправности с этой системой возникли после замены деталей подвески (левый передний датчик) или ручейкового ремня (правый передний).
Чем и что искалось
Всё искалось и определялось без использования компьютера типичным китайским цифровым тестером. На компьютерную диагностику тупо не было денег.
Датчики в этих машинах хитрые, электронные и поиск неисправности основан на том, что они прозванивается в одну из сторон, как диоды или транзисторы. В тестере используется соответствующий режим (отмечен на фото). То есть при прямом включении на экране прибора высвечиваются определённые цифры, а при переключении шнуров наоборот прибор показывает бесконечность или обрыв.
Режим прозвонка и показания прибора при обратном включении датчика
Показания тестера при прямом включении датчика
Стоит заметить, что эта проверка не полная и возможен вариант когда датчик, таким образом будет прозваниваться, но не будет выдавать импульсы в мозги машины.
Обратный вариант не возможен и если датчик ABS не определяется тестером, то он не рабочий.
Где проверять
Все датчики ABS имеют индивидуальные разъёмы возле колёсных арок и автомобильной проводкой соединяются в большом разъёме возле блока ABS в двигательном отсеке рядом с коробкой домкрата. Собственно если неизвестно какой именно датчик не определяется мозгами машины, то начинать поиск лучше отсюда.
Разъём возле блока ABS, здесь провода от всех датчиков
Как то пути доступа к жилам этого шнура народ выбирает разные. Кто-то подрезает изоляцию, а в моём ситроене, при предыдущем хозяине провода возле этого разъёма вообще перепаивались, может, местами эти датчики меняли, непонятно. По-моему самый щадящий для проводки вариант это прозвонить датчики с отверстий разъёма. Сам разъём легко вынимается, для этого справой стороны надо отвёрткой отодвинуть рамку-фиксатор.
надо отвёрткой отодвинуть рамку-фиксатор
выдвинутая рамка-фиксатор (не до конца)
извлечённый разъём
Извлечённая часть разъёма разбирается. Слева отщёлкивается и снимается крышка и с наружной стороны становятся видны провода. Гофрированная трубка имеет продольный разрез и всё можно извлечь наружу.
Провода в разъёме блока ABS
Провода, идущие от датчиков, свиты парами. У меня не было схемы и расцветки этих жил и в общем-то цвета изоляции от передних датчиков я определил по цветам в разъёмах возле колёс.
Передние колёса: правое — белая и коричневая, левое — белая и голубая.
Задние колёса: правое — белая и жёлтая, левое — жёлтая и фиолетовая.
Расцветку с задних датчиков взял со страницы http://www.fiatclub.by/foroom/viewtopic.php?p=758486
Пока не обнаружил спаек на провода возле разъёма я прозванивал с дырочек вилки. Зачистил два проводочка и тыкал ими в отверстия. Сами отверстия определял по тому, куда пошли провода с наружной расцветкой. Когда же докопался до паяных мест начал звонить со спаек.
Принцип простой: со стороны этого разъёма должны вызваться все четыре датчика. Если что-то не вызванивается, то по цвету изоляции определяется какой именно из них не работает. Так же повреждением нужно считать короткое замыкание, в этом случае прибор пищит и на экране показывается цифра типа 005.
У меня не прозвонился бело-голубой — передний левый. То есть, не появилось нужных цифр на тестере ни при прямом, ни при обратном включении.
Где искать повреждения
Не стоит при отсутствии контакта с каким-либо из датчиков сразу же бежать в магазин. Вся эта система чаще повреждается в проводах возле колёс. Самые больные места: участок проводки от общего жгута до разъёма, разъёмы под колёсными арками и шнур датчика.
Разъём и участок проводки от общего жгута до разъёма. Изначально разъём хорошо прикрыт подкрылком и прочей пластмассой и закреплён, но с годами часть пластиковых щитков отламывается и теряется. Отводы от общего жгута оказываются в грязевой зоне колеса, плюс не всегда на СТО после ремонта подвески их хорошо закрепляют. Соль, тряска и время разрушают как провода, так и разъём.
Половинка разъёма датчика ABS (мама) снятого с крепления
Разъём в сборе
У меня при предыдущем ремонте была проблема в разъёме возле правого переднего колеса. Провода были целыми, так же звонился датчик со своего разъёма, но при соединении этого разъёма с общего жгута датчик не вызванивался. Проблема решилась оттопыриванием пружинных контактов иголкой в «маме» разъёма и дополнительным креплением проволокой двух частей разъёма.
Датчик и его шнур. Далее размещено фото свежекупленного датчика. Так как это изделие размещено близко к колесу, то и сделано с прочным эластичным и герметичным шнуром. Предусмотрены специальные резиновые крепления-уплотнители.
Датчик ABS и его шнур
Сложно сказать, где ему чаще достаётся на просёлочных дорогах или при неквалифицированном ремонте подвески. Когда я определил, что нет контакта именно в переднем левом датчике, и снял колесо, то повреждение стало видным и понятным. Шнур датчика был скручен каким-то левым проводом и в двух местах неряшливо обмотан изолентой. Повреждение оказалось в нём, одна из скруток окислилась и расползлась. Кто так химичил, СТО или предыдущий хозяин, сказать трудно.
Хвостик шнура прозванивался и при прямом включении тестера показывал те же условные 517 ед.
Увы, далее меня подвела собственная дотошность, увидев в каком состоянии этот шнур, я решил его в корне переделать. То есть снять его вместе с датчиком спаять с новым хорошим проводом и герметизировать с клеем и термоусадками.
Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8 в передней ступице
Оказалось, что выковырять этот датчик из ступицы не так просто. Крепёжный болтик после опрыскивания WD-шкой открутился легко, а вот сам датчик сидел в своём отверстии как пробка в винной бутылке. Вроде и не ломал его сильно, аккуратно подцепил отвёрткой, расшатал и вытянул. Но, увы, звониться он перестал, и зачистка шнура возле корешка не помогла.
Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8
Сложно сказать, был он при смерти или они часто ломаются при извлечении, но на себя я, конечно, разозлился: нафига трогал, скрутил бы как было, и ездил бы дальше. Пришлось заказывать датчик в Интернет-магазине и обошлось мне это немецко-китайское удовольствие в 380 тысяч белорусских зайцев (примерно 1300 российских рублей)
Каталожные номера датчиков скорости и ABS: 454594 — левый передний, 454595 — правый передний, 454596-задние. Для передних в каталоге есть разновидности 4545H0 и 4545G9.
Схема из оригинального каталога 1 и 2 — датчики, передний и задний
наклейка на коробке нового датчика ABS Fiat Ulysse II/Lancia Phedra/Peugeot 807/Citroen C8
Шнур выкладывается по стойке и закрепляется в специальные крепления так, чтобы его не оборвало и нигде не тёрло.
Крепление шнура на стойке
Разъём закрепляется в на специальном креплении. Помня про проблемы с таким же разъёмом правого колеса, я его обмотал изолентой. Кстати у меня старый разъём вытянулся с пластмассовым креплением к штырьку на кузове. Это же крепление пристегнул к новой вилке — не теряйте.
Крепление разъёма датчика ABS
Ну и наконец, последнее фото: правильное свечение значков на подрулевой панели. Ура! Не зря ковырялся. Как уже отмечал выше, неисправности системы ABS пропадают после ремонта сами и сразу, без подключения компьютера и сброса ошибок.
Подрулевая панель после ремонта ABS
Если загорается только значок ESP/ASR
Если загорается только значок курсовой устойчивости (без ABS), то датчики наверняка тут не причём. В моём Ситроене такая беда была сразу после покупки: проезжаешь 10-15 км, загорается «ESP/ASR not function», глушишь двигатель — всё пропадает и примерно через такое же расстояние появляется опять.
Проблема оказалась в неправильной регулировке развала-схождения передних колёс. При движении по прямой было даже заметно, что руль надо держать не прямо, а под углом 10-20 градусов.
В этих машинах есть датчик положения руля, от него информация идёт в бортовой компьютер. Тот в свою очередь эту информацию просчитывает и сравнивает с данными с датчиков скорости вращения колёс (ABS), если что-то не сходится, то выдаёт «ESP/ASR not function».
Проблема решилась регулировкой развала-схождения с точной фиксацией руля. Узнав о нашей проблеме, на развале даже штангу на рулевое колесо специальную прицепили. Теперь при регулировке развала-схождения предупреждаю: «машина умная — руль надо выставлять строго прямо»
От знакомых слышал, что такое же сообщение может выскакивать из-за слабо накачанного колеса.
Общие впечатления о машине
Свой С8 2004 г.в. купил в 2013 году. На тот момент цена показалась нормальной для этого класса машин (искали семиместный минивен).
Пока довольны. Машина большая и, вытянув два ряда сидений мы, например, перевозили в ней целый кубометр газосиликатных блоков. С одной стороны автомобиль неплохо нафарширован, а с другой удобен для перевозки всяких стройматериалов. Сейчас собственными силами перестраиваем дом и удобство кузова этой машины весьма кстати. Интересные рейлинги и красивы и удобны, запросто можно накидать туда пачку половых досок. Домкрат прячется довольно оригинально — в двигательном отсеке (о том как я иго использовал для сжатия досок при настиле пола).
То есть автомобиль и практичный и комфортный. Самый прикольный выпендрёж — автоматические раздвижные двери открываемые с пульта-ключа.
Есть и минусы. Машина французская и к морозам не приспособлена. При -15 у неё уже стойкое непонимание собственных датчиков. Причём ни вебасто, ни свечи проблем кардинально не решают. У знакомого С5 с таким же движком (2,2 HDI), он к ней в такой мороз вообще не подходит. Как-то есть у неё и подогрев топливопроводов, фильтра, и даже Вебасто, но не всегда это помогает.
Поменять свечи в этом двигателе это мазохистская акробатика и спецы связываться не хотят: полмашины надо разобрать, а при заломе резьбы ещё и двигатель вытягивай.