За два года эксплуатации Citroen C8 (2,2 HDI, 2004 г) с неисправностью системы ABS этой машины сталкивался дважды. В первый раз проблема была в разъёме возле правого переднего колеса, со вторым случаем пришлось ковыряться серьезней. За последний ремонт разобрался, наконец, с прозвонкой датчиков ABS (скорости вращения колеса).

Естественно вся эта информация актуальна для ремонта этой системы в моделях-близнецах: Fiat Ulysse II, Lancia Phedra, Peugeot 807.

Обрывы проводов датчиков или неисправность их самих обозначаются автомобильным компьютером сразу при включении зажигания. Слышен предупреждающий писк и на экранчике последовательно возникают надписи «ABS FAULT, ESP/ASR not function». На подрулевой панели горят жёлтым два символа обозначающие не работающие системы ABS и ESP/ASR.

Значки которые загораются при неисправности ABS

Кстати ошибки эти не требуют стирания, как только неисправность будет устранена, все предупреждения пропадут сами даже до завода двигателя.

Стоит заметить, что загорание одной жёлтой лампочки (ESP/ASR) не обозначает неисправность датчика ABS и, как правило, вызвано другой неисправностью.

В моём случае неисправности с этой системой возникли после замены деталей подвески (левый передний датчик) или ручейкового ремня (правый передний).

Чем и что искалось

Всё искалось и определялось без использования компьютера типичным китайским цифровым тестером. На компьютерную диагностику тупо не было денег.

Датчики в этих машинах хитрые, электронные и поиск неисправности основан на том, что они прозванивается в одну из сторон, как диоды или транзисторы. В тестере используется соответствующий режим (отмечен на фото). То есть при прямом включении на экране прибора высвечиваются определённые цифры, а при переключении шнуров наоборот прибор показывает бесконечность или обрыв.

режим прозвонка и показания прибора при обратном включении датчика

Режим прозвонка и показания прибора при обратном включении датчика

показания тестера при прямом включении датчика

Показания тестера при прямом включении датчика

Стоит заметить, что эта проверка не полная и возможен вариант когда датчик, таким образом будет прозваниваться, но не будет выдавать импульсы в мозги машины.

Обратный вариант не возможен и если датчик ABS не определяется тестером, то он не рабочий.

Где проверять

Все датчики ABS имеют индивидуальные разъёмы возле колёсных арок и автомобильной проводкой соединяются в большом разъёме возле блока ABS в двигательном отсеке рядом с коробкой домкрата. Собственно если неизвестно какой именно датчик не определяется мозгами машины, то начинать поиск лучше отсюда.

Разъём возле блока ABS, здесь провода от всех датчиков

Разъём возле блока ABS, здесь провода от всех датчиков

Как то пути доступа к жилам этого шнура народ выбирает разные. Кто-то подрезает изоляцию, а в моём ситроене, при предыдущем хозяине провода возле этого разъёма вообще перепаивались, может, местами эти датчики меняли, непонятно. По-моему самый щадящий для проводки вариант это прозвонить датчики с отверстий разъёма. Сам разъём легко вынимается, для этого справой стороны надо отвёрткой отодвинуть рамку-фиксатор.

Разъём ABS Fiat Ulysse II/Lancia Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

надо отвёрткой отодвинуть рамку-фиксатор

Разъём ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

выдвинутая рамка-фиксатор (не до конца)

Раскрытый разъём ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

извлечённый разъём

Извлечённая часть разъёма разбирается. Слева отщёлкивается и снимается крышка и с наружной стороны становятся видны провода. Гофрированная трубка имеет продольный разрез и всё можно извлечь наружу.

Провода в разъёме ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Провода в разъёме блока ABS

Провода, идущие от датчиков, свиты парами. У меня не было схемы и расцветки этих жил и в общем-то цвета изоляции от передних датчиков я определил по цветам в разъёмах возле колёс.

Передние колёса: правое — белая и коричневая, левое — белая и голубая.

Задние колёса: правое — белая и жёлтая, левое — жёлтая и фиолетовая.

Расцветку с задних датчиков взял со страницы http://www.fiatclub.by/foroom/viewtopic.php?p=758486

Пока не обнаружил спаек на провода возле разъёма я прозванивал с дырочек вилки. Зачистил два проводочка и тыкал ими в отверстия. Сами отверстия определял по тому, куда пошли провода с наружной расцветкой. Когда же докопался до паяных мест начал звонить со спаек.

Принцип простой: со стороны этого разъёма должны вызваться все четыре датчика. Если что-то не вызванивается, то по цвету изоляции определяется какой именно из них не работает. Так же повреждением нужно считать короткое замыкание, в этом случае прибор пищит и на экране показывается цифра типа 005.

У меня не прозвонился бело-голубой — передний левый. То есть, не появилось нужных цифр на тестере ни при прямом, ни при обратном включении.

Где искать повреждения

Не стоит при отсутствии контакта с каким-либо из датчиков сразу же бежать в магазин. Вся эта система чаще повреждается в проводах возле колёс. Самые больные места: участок проводки от общего жгута до разъёма, разъёмы под колёсными арками и шнур датчика.

Разъём и участок проводки от общего жгута до разъёма. Изначально разъём хорошо прикрыт подкрылком и прочей пластмассой и закреплён, но с годами часть пластиковых щитков отламывается и теряется. Отводы от общего жгута оказываются в грязевой зоне колеса, плюс не всегда на СТО после ремонта подвески их хорошо закрепляют. Соль, тряска и время разрушают как провода, так и разъём.

Половинка разъёма датчика ABS (мама) снятого с крепления

Половинка разъёма датчика ABS (мама) снятого с крепления

Разъём возле колеса в сборе

Разъём в сборе

У меня при предыдущем ремонте была проблема в разъёме возле правого переднего колеса. Провода были целыми, так же звонился датчик со своего разъёма, но при соединении этого разъёма с общего жгута датчик не вызванивался. Проблема решилась оттопыриванием пружинных контактов иголкой в «маме» разъёма и дополнительным креплением проволокой двух частей разъёма.

Датчик и его шнур. Далее размещено фото свежекупленного датчика. Так как это изделие размещено близко к колесу, то и сделано с прочным эластичным и герметичным шнуром. Предусмотрены специальные резиновые крепления-уплотнители.

Датчик ABS и его шнур Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/C8

Датчик ABS и его шнур

Сложно сказать, где ему чаще достаётся на просёлочных дорогах или при неквалифицированном ремонте подвески. Когда я определил, что нет контакта именно в переднем левом датчике, и снял колесо, то повреждение стало видным и понятным. Шнур датчика был скручен каким-то левым проводом и в двух местах неряшливо обмотан изолентой. Повреждение оказалось в нём, одна из скруток окислилась и расползлась. Кто так химичил, СТО или предыдущий хозяин, сказать трудно.

Хвостик шнура прозванивался и при прямом включении тестера показывал те же условные 517 ед.

Увы, далее меня подвела собственная дотошность, увидев в каком состоянии этот шнур, я решил его в корне переделать. То есть снять его вместе с датчиком спаять с новым хорошим проводом и герметизировать с клеем и термоусадками.

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8 в передней ступице

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8 в передней ступице

Оказалось, что выковырять этот датчик из ступицы не так просто. Крепёжный болтик после опрыскивания WD-шкой открутился легко, а вот сам датчик сидел в своём отверстии как пробка в винной бутылке. Вроде и не ломал его сильно, аккуратно подцепил отвёрткой, расшатал и вытянул. Но, увы, звониться он перестал, и зачистка шнура возле корешка не помогла.

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Сложно сказать, был он при смерти или они часто ломаются при извлечении, но на себя я, конечно, разозлился: нафига трогал, скрутил бы как было, и ездил бы дальше. Пришлось заказывать датчик в Интернет-магазине и обошлось мне это немецко-китайское удовольствие в 380 тысяч белорусских зайцев (примерно 1300 российских рублей)

Каталожные номера датчиков скорости и ABS: 454594 — левый передний, 454595 — правый передний, 454596-задние. Для передних в каталоге есть разновидности 4545H0 и 4545G9.

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Схема из оригинального каталога 1 и 2 — датчики, передний и задний

Датчик ABS Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

наклейка на коробке нового датчика ABS Fiat Ulysse II/Lancia Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Шнур выкладывается по стойке и закрепляется в специальные крепления так, чтобы его не оборвало и нигде не тёрло.

Датчик ABS: крепление шнура на стойке

Крепление шнура на стойке

Разъём закрепляется в на специальном креплении. Помня про проблемы с таким же разъёмом правого колеса, я его обмотал изолентой. Кстати у меня старый разъём вытянулся с пластмассовым креплением к штырьку на кузове. Это же крепление пристегнул к новой вилке — не теряйте.

Крепление разъёма датчика ABS

Крепление разъёма датчика ABS

Ну и наконец, последнее фото: правильное свечение значков на подрулевой панели. Ура! Не зря ковырялся. Как уже отмечал выше, неисправности системы ABS пропадают после ремонта сами и сразу, без подключения компьютера и сброса ошибок.

Подрулевая панель Ulysse II/Phedra/Peugeot 807/Citroen C8

Подрулевая панель после ремонта ABS

Если загорается только значок ESP/ASR

Если загорается только значок курсовой устойчивости (без ABS), то датчики наверняка тут не причём. В моём Ситроене такая беда была сразу после покупки: проезжаешь 10-15 км, загорается «ESP/ASR not function», глушишь двигатель — всё пропадает и примерно через такое же расстояние появляется опять.
Проблема оказалась в неправильной регулировке развала-схождения передних колёс. При движении по прямой было даже заметно, что руль надо держать не прямо, а под углом 10-20 градусов.

В этих машинах есть датчик положения руля, от него информация идёт в бортовой компьютер. Тот в свою очередь эту информацию просчитывает и сравнивает с данными с датчиков скорости вращения колёс (ABS), если что-то не сходится, то выдаёт «ESP/ASR not function».

Проблема решилась регулировкой развала-схождения с точной фиксацией руля. Узнав о нашей проблеме, на развале даже штангу на рулевое колесо специальную прицепили. Теперь при регулировке развала-схождения предупреждаю: «машина умная — руль надо выставлять строго прямо»

От знакомых слышал, что такое же сообщение может выскакивать из-за слабо накачанного колеса.

Общие впечатления о машине

Свой С8 2004 г.в. купил в 2013 году. На тот момент цена показалась нормальной для этого класса машин (искали семиместный минивен).

Пока довольны. Машина большая и, вытянув два ряда сидений мы, например, перевозили в ней целый кубометр газосиликатных блоков. С одной стороны автомобиль неплохо нафарширован, а с другой удобен для перевозки всяких стройматериалов. Сейчас собственными силами перестраиваем дом и удобство кузова этой машины весьма кстати. Интересные рейлинги и красивы и удобны, запросто можно накидать туда пачку половых досок. Домкрат прячется довольно оригинально — в двигательном отсеке (о том как я иго использовал для сжатия досок при настиле пола).

То есть автомобиль и практичный и комфортный. Самый прикольный выпендрёж — автоматические раздвижные двери открываемые с пульта-ключа.

Есть и минусы. Машина французская и к морозам не приспособлена. При -15 у неё уже стойкое непонимание собственных датчиков. Причём ни вебасто, ни свечи проблем кардинально не решают. У знакомого С5 с таким же движком (2,2 HDI), он к ней в такой мороз вообще не подходит. Как-то есть у неё и подогрев топливопроводов, фильтра, и даже Вебасто, но не всегда это помогает.

Поменять свечи в этом двигателе это мазохистская акробатика и спецы связываться не хотят: полмашины надо разобрать, а при заломе резьбы ещё и двигатель вытягивай.